Login
Register
+7 /495/ 641 04 26facebook
 

vie6Традиционный подход, когда решение экологических проблем считалось возможным только после обеспечения экономического роста, уже неактуален, заявил директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин во время своего выступления на заседании Валдайского клуба в Сочи.

По словам Честина, в то время, как в мире идет глубокая структурная перестройка экономик, попытки опереться на традиционную структуру для ускорения экономического роста приводят к технологическому отставанию.
"Пришло время в первую очередь ставить цели в области качества окружающей среды, а экономика сама структурно подстраивается под эти цели. И этому есть уже целый ряд примеров", - говорит Честин.
Две наиболее серьезные глобальные проблемы на сегодня - это катастрофическое изменение климата и трансформация территории, ведущая к сокращению возможностей планеты по производству ресурсов и переработке отходов.
В связи с изменением климата в сфере энергетики сейчас происходит глубочайшая структурная перестройка в соответствии с целями снижения выбросов парниковых газов (в Европе) и атмосферного загрязнения (в США и Китае). В то же время наблюдавшаяся много десятилетий корреляция между ростом выбросов парниковых газов (в первую очередь СО2) и ВВП отсутствует уже с 2010 года.
Так, несмотря на то, что сейчас 70 % энергии КНР производится на угольных станциях, уже в течение следующих четырех лет - к 2020-2022 году - стоимость энергии от возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Китае будет дешевле, чем угольной.
Кроме того, в последние годы наблюдается ускоряющийся отток инвестиций (дивестиции) из энергетики, основанной на ископаемом топливе. Например, крупнейший в мире инвестор, Пенсионный фонд Норвегии, уже вывел свои активы из всех проектов с ископаемым топливом.
В то же время проект Энергетической стратегии России основан на прогнозе роста спроса на уголь и углеводороды и предполагает лишь незначительный рост ВИЭ. Вкупе с отсутствием амбициозных задач в области энергоэффективности, что подтверждается и прогнозами Международного энергетического агентства, можно констатировать, что запланировано нарастающее отставание России и превращение ее в аутсайдера к 2030 году.
Другой глобальной проблемой является сокращение способностей планеты производить требуемые человечеству ресурсы и перерабатывать производимые отходы. Жители Земли потребляют больше ресурсов и экосистемных услуг, чем планета способна восполнить за один календарный год. По данным на начало 2017 года, людям требуется 1,7 такой планеты, как наша, чтобы обеспечить базовые потребности в биологических ресурсах - продукции сельского и лесного хозяйства, морского рыболовства и, конечно, в поглощении выбросов CO2.
Однако и здесь наметились позитивные тенденции. Несмотря на то что в Южном полушарии площадь тропических лесов продолжает сокращаться, на Севере наблюдается восстановление многих бореальных экосистем. Наиболее ярко это проявляется в Европе, где увеличивается площадь лесов, возвращаются такие ранее истребленные виды, как бобр, благородный олень, рысь, бурый медведь. Это касается и других регионов Северного полушария - в американских прериях сейчас больше бизонов, чем 100 лет назад, а в российские леса вернулся зубр.
Даже в наиболее густонаселенном и быстроразвивающемся регионе, в Юго-Восточной Азии, есть положительные тенденции. В начале XX века здесь жило около 100 тысяч тигров, к 2010 году их осталось лишь около 3200. Однако уже к 2017 году их численность выросла до 3900 - впервые за 100 лет удалось переломить негативный тренд.
Одним из важных факторов, способствующих восстановлению нарушенных экосистем (и, как следствие, повышению способности биосферы производить необходимые ресурсы и перерабатывать отходы), является урбанизация, происходящая на всех континентах с разной скоростью. Урбанизация обеспечивает повышение доходов населения, улучшает доступ к образованию, здравоохранению и культуре. Как следствие, снижается рождаемость и острота конфликтов за ограниченные ресурсы - и одновременно увеличивается площадь территорий с естественными природными процессами.
"В этой связи ожидать или инвестировать в возрождение села, если понимать под этим увеличение доли сельского населения, все равно что ностальгировать по печатным машинкам или вкладываться в производство пленочных фотоаппаратов, - говорит Игорь Честин. - Хорошим примером является признанный экспортер сельскохозяйственной продукции Аргентина с 90 % населения в городах и отсутствием комплексов на эту тему. В России это осознание пока не пришло, что проявляется в постоянных попытках "освоить" тем или иным образом заповедники и национальные парки, занимающие всего 3 % территории страны, или с непонятными целями идти наперекор урбанизации через раздачу дальневосточных гектаров".
По мнению Честина, формулировка целей по сокращению выбросов парниковых газов, снижению загрязнения, снижения нагрузки на природные экосистемы и их восстановление и создание соответствующих стимулов для их достижения приводят не только к позитивным сдвигам в качестве окружающей среды, но и к шлейфу положительных экономических и социальных результатов. Так, например, в Калифорнии, при самой жесткой экологической политике в США, наблюдается наиболее быстрый экономический рост и рост числа рабочих мест.
"Попытки же опереться на сегодняшнюю структуру для ускорения экономического роста приводят лишь к экстраполяции сценария „Business as usual“, которому, вероятно, нет места в будущем", - резюмирует Честин.

По материалам wwf.ru